О центре
Новости
Руководители
Проекты
Материалы
Сотрудничество
Обучение
Обратная связь
 
QUALITY - Менеджмент качества и ISO 9000  Сайт ассоциации Деминга
Всероссийская организация качества
Деловое совершенство
Эффективная публичная служба

ЭПУС - Эффективная публичная служба

Концепция ЭПУС
Структура модели ЭПУС
Этапы проведения оценки
Принципы формирования базы данных
Организационное обеспечение системы
EPUS in English

Концепция «ЭПУС»

Концепция Системы оценки эффективности деятельности аппаратов органов государственной власти и местного самоуправления «Эффективная публичная служба» (система ЭПУС) разработана со следующей целью: содействие проведению административной реформы в Российской Федерации, повышению эффективности публичной службы на всех уровнях и улучшению качества публичных услуг, предоставляемых населению аппаратами органов государственной власти и местного самоуправления.

Система ЭПУС учитывает национальную специфику государственного устройства и законодательства Российской Федерации и основывается на следующих подходах к оценке и анализу качества систем управления и эффективности деятельности:

  1. Общая схема оценки (Common Assessment Framework – CAF);
  2. Модель совершенствования Европейского фонда управления качеством (EFQM ExcellenceModel);
  3. Модель премий Правительства Российской Федерации в области качества.

Предлагаемая система «Эффективная публичная служба», основываясь на признанной Европейской модели CAF, разработана с учетом российской специфики и включает ряд инновационных моментов:

1. Двухуровневая оценка: сочетание диагностической самооценки и экспертной оценки (введение института экспертных советов).

2. Адаптация модели для различных аппаратов органов государственной власти и местного самоуправления:

  • схема уровней публичной службы;
  • коэффициенты весомости для индикаторов модели.

3. Формирование многоуровневой базы данных на основе представительств Президента РФ в федеральных округах.

Перечисленные особенности позволяют позиционировать модель ЭПУС в качестве федеральной проактивной программы повышения эффективности деятельности институтов публичной службы на всех уровнях и повышения качества публичных услуг, предоставляемых населению аппаратами органов государственной власти и местного самоуправления.

Структура модели ЭПУС

Система ЭПУС учитывает национальную специфику государственного устройства и законодательства Российской Федерации и предназначена для оценки эффективности деятельности аппаратов государственных и муниципальных органов всех уровней, включая федеральный уровень, уровень субъекта федерации и местный уровень.

Оценка аппаратов органов государственной власти в системе ЭПУС производится по ключевым индикаторам эффективности. Модель ЭПУС включает в себя две группы индикаторов эффективности:

  1. Группа «Возможности» характеризует подходы, используемые аппаратом органа государственной власти (местного самоуправления) для достижения результатов и повышения эффективности деятельности.
  2. Группа «Результаты» характеризует достижения аппарата органа государственной власти (местного самоуправления).

Графическая модель ЭПУС представлена на рисунке.

Девять ключевых индикаторов эффективности модели ЭПУС, гармонизированных с критериями европейской модели CAF (Common Assessment Framework или Общая схема оценки), которая широко используется в Европе как механизм обследования деятельности органов власти на основе самооценки, а также как часть программ реформирования сферы государственного и муниципального управления. Модель ЭПУС объединяет 28 составляющих и около 150 областей оценки.

Модель ЭПУС (на основе модели CAF-2006)

Этапы проведения оценки

Оценка эффективности деятельности аппаратов органа государственной власти (ОГВ) и органов местного самоуправления (ОМСУ) в рамках системы ЭПУС предполагает двухуровневую диагностику аппарата: самооценку и экспертную оценку. Этапы проведения оценки приведены на рисунке. Далее в таблице подробнее рассмотрено содержание каждого этапа.

Последовательность этапов оценки эффективности в системе ЭПУС

Содержание этапов оценки эффективности в системе ЭПУС

1. Подготовка
к самооценке
2. Проведение
самооценки
3. Экспертная
оценка
4. Разработка
и реализация плана улучшений
1.1. Принятие решения о проведении самооценки 2.1. Сбор и анализ данных о деятельности аппарата ОГВ / ОМСУ 3.1. Проведение экспертами оценки отчета 4.1. Определение приоритетов и принятие решений
1.2. Назначение ответственных лиц за проведение самооценки 2.2. Составление разделов отчета по самооценке 3.2. Обследование на месте 4.2. Формирование плана мероприятий по повышению эффективности
1.3. Назначение служащих для участия в составлении отчета по самооценке 2.3. Составление сводного отчета по самооценке 3.3. Оформление экспертного заключения и предоставление его руководству аппарата ОГВ / ОМСУ 4.3. Мониторинг реализации плана мероприятий
1.4. Формирование группы самооценки по аппарату 2.4. Утверждение отчета по самооценке 3.4. Рекомендация выявленной в ходе оценки лучшей практики для включения в базу данных ЭПУС  
1.5. Обучение служащих основам самооценки      

 

Экспертный совет создается в каждом субъекте федерации. Состав экспертного совета утверждается решением Общественной палаты региона. Экспертный совет на федеральном уровне утверждается Общественной палатой Российской Федерации.

Экспертные советы формируются на уровне субъектов федерации и на федеральном уровне из профессионалов в сфере государственной и муниципальной службы, компетентных представителей различных групп потребителей услуг аппарата органа государственной власти (местного самоуправления). Каждый эксперт должен иметь высшее образование и не менее 5 лет практического опыта в одной из областей экспертной оценки. Количество членов экспертного совета субъекта федерации не должно превышать 30 человек (федерального экспертного совета – 100 человек). В состав экспертного совета должно входить не менее 30 % членов, обладающих учеными степенями. Члены экспертных советов субъектов федераций могут входить в состав федерального экспертного совета.

Для проведения экспертной оценки аппарата органа государственной власти (местного самоуправления) экспертный совет формирует экспертную группу из 7±2 человек. Состав экспертной группы должен включать не менее 30 % профильных специалистов оцениваемой сферы деятельности аппарата органа государственной власти (местного самоуправления). Для проведения экспертной оценки на уровне субъекта федерации в состав экспертной группы привлекаются не менее 30 % экспертов из экспертных советов других субъектов федерации. В состав экспертных групп федерального экспертного совета могут привлекаться члены экспертных советов субъектов федерации. В состав экспертной группы не могут входить эксперты, имеющее непосредственное отношение к деятельности оцениваемого аппарата органа государственной власти (местного самоуправления).

Принципы формирования базы данных

«Административная реформа будет развиваться недостаточными темпами и несогласованно, если не будут сформирована база данных лучших примеров и успешного опыта государственного управления, обеспечен широкомасштабный обмен мнениями при разработке решений и распространение успешного опыта реализации мероприятий административной реформы среди ее участников» (из Концепции Административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах).

На основе экспертных заключений для мониторинга показателей эффективности и измерения динамики улучшения качества публичных услуг, предоставляемых аппаратами органов власти различных уровней, а также с целью распространения успешного опыта государственного и муниципального управления формируется многоуровневая информационная база данных ЭПУС, состоящая из трех блоков информации в зависимости от уровня аппарата органа власти:

  1. блок аппаратов органов местного самоуправления;
  2. блок аппаратов органов государственной власти субъектов РФ;
  3. блок федеральных аппаратов органов государственной власти.

Каждый блок базы данных содержит балльные оценки индикаторов эффективности ЭПУС и информацию о лучших примерах и успешном опыте государственного и муниципального управления.

Для мониторинга и анализа результатов оценки эффективности, сбора и систематизации информации о лучшей практике государственного и муниципального управления, обеспечения доступа к информационной базе данных, технической поддержки деятельности по распространению успешных подходов и методов повышения качества публичных услуг, предоставляемых аппаратами органов государственной власти и местного самоуправления, формируется федеральная сеть информационных центров, объединяющих четыре уровня:

  1. муниципальный (база данных муниципальных образований);
  2. региональный (базы данных субъектов федерации);
  3. окружной (базы данных федеральных округов);
  4. федеральный (общероссийская база данных).

На муниципальном уровне формирование базы данных и предоставление доступа к ней курирует высшее должностное лицо субъекта РФ.

Техническое обеспечение функционирования региональных информационных центров в системе ЭПУС возлагается на аппарат главных федеральных инспекторов в каждом субъекте федерации.

Обработанная информация о региональных и муниципальных аппаратах органов власти стекается в базы данных федеральных округов. На этом уровне техническое функционирование системы ЭПУС обеспечивается аппаратами полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Техническое обеспечение на федеральном уровне осуществляет Администрация Президента РФ.

Общая схема, отражающая структуру и принципы технического обеспечения федеральной сети информационных центров в системе ЭПУС, представлена на рисунке.

Структура базы данных ЭПУС

Организационное обеспечение системы

Внедрение и организационное обеспечение функционирования системы ЭПУС осуществляет координационный центр при Администрации Президента РФ.

EPUS in English

The concept of Effectiveness Assessment Systems for Public Administrations “Effective Public Service” (EPUS) developed by the research team leading by Dr. Dmityr Maslov with we support of the the Committee for Quality in State and Local Governments Russian Organisation for Quality (ROQ). The EPUS system aims to assist the Russian Government in the Administrative Reform 2006-2008 fulfillment. The EPUS System is to solve the following issues:

  1. Raising efficiency and transparency of public administration activities at federal, regional and local levels;
  2. Improvement of quality of public services provided to the citizens, society and other stakeholders by administrative authorities of state, regions and municipalities.

The EPUS System is a comprehensive TQM-oriented approach which is based on the Common Assessment Framework (CAF-2006, the EFQM Excellence Model and the Model of the Russian Federation Government Quality Award and which was designed taking into account specific features of public service in the Russian Federation and internal legislation. EPUS gives a clear mechanism for performance measurement and identifying efficiency levels of public service in the Russian Federation. Deployment of the EPUS tools makes it possible to incorporate principles of customer orientation, employees’ involvement and continuous improvement in day-to-day activities of public authorities.

The EPUS System offers:

  1. Self-assessment and external expert assessment techniques;
  2. Decision making toolkit (including software) for analysis of self-assessment outcomes and identifying areas for improvement;
  3. Mechanisms for best practice identifying, gathering and exchange through the networking and benchmarking upon the EPUS multilevel database.

EPUS includes a number of specific innovation features:

  1. Establishment of Expert Councils (Federal and regional) for external expert assessment and best practice selection process;
  2. Modified CAF Model – EPUS, which is adopted to various functional types and hierarchical levels of public authorities through the proposed scheme of public service and changing weight among the nine criteria;
  3. Two-sided self-assessment (managers-to-employees) approach;
  4. Multilevel database and networking of regional benchmarking centers in seven Federal Districts of the Russian Federation.

The EPUS concept is now being discussed by public authorities at all levels (including Federal Ministries and President Administration), educational institutions (e.g. Russian Academy of State Service), quality-related organisations and communities (e.g. Russian Organisation for Quality) and other stakeholders. At present there are several examples of pilot practical implementation of the EPUS System at the regional level (e.g. in the Election Commission of the Ivanovo Region).

© Факультет экономики и управления ИГЭУ, 2006-2010